Обучение за рубежом
|
Часто задаваемые вопросы
Сколько лет вы работаете в сфере зарубежного образования?
Мы работаем с 2002 года, у нас есть соответствующий опыт и информация. Мы получаем отзывы от наших студентов, то есть информация у нас из первых рук и достаточно свежая. В основном мы занимаемся организацией обучения студентов в Великобритании, однако в последние годы всё большее количество студентов мы отправляем в США, Канаду и Европу.
Каким специальностям студенты чаще всего обучаются за рубежом?
Во-первых, мы отправляем студентов изучать английский язык как таковой. В случае, когда студент достигает определенного уровня владения языком, или уже владеет им достаточно свободно, мы можем отправить его обучаться по академической программе. Сегодня безусловный лидер по специальностям в таких программах — это туризм и гостиничный бизнес. Далее по популярности идет изучение бизнеса в целом, право. Есть и единичные случаи изучения истории искусства. Также изучают информационные технологии, экономику и менеджмент. Технические специальности в основном предлагаются в Европе, в частности — в Нидерландах. Надо сказать, что именно выпускники технических факультетов более востребованы на зарубежном рынке труда.
Какие академические программы (бакалавриат, магистратура, аспирантура) наиболее популярны?
Наиболее общий путь — это предуниверситетская программа, затем — бакалавриат, после чего — магистратура. Недавно одна из наших студенток, прошедшая по этому пути, была принята на программу Ph. D.
Большинство студентов живут в университетских кампусах, т.н. резиденциях, студенческих городках. По мере адаптации студенты могут переехать на съемные квартиры. Основными причинами здесь могут быть желание жить отдельно, независимо.
Есть ли общие стандарты проживания?
В комнате обычно есть стол, шкаф для книг, кровать, ванная комната. В большинстве случаев комната рассчитана на одного человека. Кухня общая, в основном на 7–10 человек. В ряде кампусов ванная комната может быть общей для 2–3 человек (вариант «квартиры» в кампусе). На кухне есть все необходимое для того, чтобы студенты могли готовить себе пищу сами. Есть также вариант т.н. «студии», когда в комнате есть своеобразный «кухонный уголок». Речь тут, конечно идет о новых общежитиях, но российские студенты, как правило, предпочитают жить именно в общежитиях такого типа, хотя цена на них и немного выше.
Чем отличается построение учебного процесса в России и за рубежом?
Оно отличается в корне — учебный процесс в зарубежных университетах рассчитан на независимо мыслящих людей и воспитывает уже готовых специалистов, готовых практиков, которые не очень нуждаются в руководстве, способных самостоятельно мыслить, ставить задачи, искать пути их решения. Именно поэтому так высоко котируется, например, британский диплом. Студенты в Англии так же, как и наши посещают лекции, но количество лекций там значительно меньше, чем в России.
Много времени отводится самостоятельной работе, работе в библиотеке. При этом лекции для посещения студенты выбирают себе сами. Они выбирают курсы, количество часов, посещая практические занятия уже маленькими группами (не более 6–8 человек). Эта часть академической деятельности занимает у студентов 40–50% времени. Остальное — самостоятельная работа, например, эссе. Система оценок также отличается от нашей. В Англии основная цель студентов — набрать определенное количество «кредитов» для получения степени. Кроме этого очень важно абсолютное отсутствие плагиата при написании работ.
Бывали ли случаи прерывания обучения за рубежом?
Нет, таких случаев у нас не было, но иногда могут возникнуть академические проблемы. Так, один наш студент по собственному решению повторил предуниверситетский курс чтобы лучше подготовиться к обучению в университете.
Значит ли это, что язык можно считать основной причиной неуспеваемости студентов?
В общем, да. Но кроме того, разумеется, успеваемость зависит и от прилежности студентов. Наши студенты, как правило, учатся достаточно успешно, за исключением редких случаев. У нас не было студентов, которые по окончании предуниверситетской программы не поступили бы в университет.
Как студенты решают проблемы со здоровьем, если они возникают?
Студент, отправляющийся в Англию на учебу более чем на полгода, автоматически получает право на бесплатную медицинскую помощь. Если срок меньше, то они делают страховку.
Как эта помощь может быть организована?
Студент обращается к врачу при университете, который, при необходимости, направляет его в клиники.
Как часто наши студенты обращаются за медицинской помощью?
Не очень часто. Например, был случай, когда на краткосрочной программе у нашего клиента случилось осложнение после болезни. В этом случае он воспользовался страховкой, мы же в свою очередь, решили с учебным заведением вопрос о том, чтобы клиента показали специалисту.
Какие проблемы могут возникать в сфере межличностного общения?
Стоит сказать о таком аспекте, как культурный шок. Студенты, которые едут на долгосрочные программы и живут далеко от дома, прежде всего испытывают его, поскольку находятся в непривычной атмосфере. Они живут с людьми других традиций, культурных ценностей (к примеру, греки любят пошуметь, китайцы, как правило, общаются в своём кругу). Это является проблемой, однако проблемой временной. Например, одна из наших студенток испытывала проблемы, контактируя со своими соседями, которые оставляли грязную посуду. Также бывали проблемы с шумом. Однако, я считаю, что подобные проблемы могут возникнуть в любом общежитии.
Как выстраиваются отношения с преподавателем?
Не могу вспомнить ни одной конфликтной ситуации. Напротив, наши студенты отмечают качественные отличия индивидуального подхода к студентам британских преподавателей от подхода преподавателей российских. Любые проблемы решаются с помощью т.н. «тьюторской системы». Это означает, что за студентом закреплен преподаватель, который его «ведет». Наши студенты отмечают, что это очень удобно и упрощает их адаптацию именно к учебному процессу.
Как российские студенты за рубежом (в Великобритании) организуют свой досуг?
Достаточно часто студенты путешествуют — это одна из основных форм проведения досуга. В Британии это очень просто делать — у студентов есть скидки почти на все виды транспорта. Далее, очень развита в Англии система транспортного сообщения. Останавливаются при этом студенты в хостелах. Что касается других форм досуга, то я не могу сказать, что у них остается очень много времени на это, поскольку они много занимаются, и большая часть времени уходит на самостоятельную подготовку. При этом нельзя сказать, что самоподготовка является для студентов нагрузкой — это можно рассматривать и как своего рода развлечение, поскольку там очень удобные библиотеки, легкий доступ к информации.
Студенты занимаются в удовольствие, и, возможно, это можно считать еще одной формой досуга. Кроме того, студенты, конечно, посещают клубы, общаются со своими сверстниками, ходят в кафе, кино, театры.
Можно ли сказать, что российские студенты стараются общаться со студентами из своей страны?
Наши студенты предпочитают общаться со сверстниками из разных стран. Возможно, это связано с тем, что наши студенты в основном обучаются в университетах, где российских студентов не очень много. Однако часты случаи, когда студенты общаются с русскоговорящими сверстниками из Казахстана, Прибалтики или Украины. Но в целом наши студенты предпочитают общение на языке страны, где они обучаются.
Возникали ли какие-либо проблемы, связанные с британским климатом?
У некоторых студентов проблемы наоборот, исчезли — речь идет о некоторых видах аллергии. Но, с другой стороны, ряд студентов жалуются на погоду — особенно это касается тех студентов, которые обучаются в Шотландии и в северной части Англии. Так, у нас была студентка, которая, закончив бакалаврский курс в Англии, думала получать степень магистра в Европе. Основной причиной она назвала климат. Хотя в итоге она все равно осталась в Англии.